14.12.2019
Памятка для учителя.
Какие действия учителя позволяют
сформировать универсальные учебные действия?
Для развития умения
оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания
своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого
задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения
ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
1. Учитель привлекает
детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужного или иное
знание, как оно пригодится в жизни.
2. Учитель обучает
детей приёмам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как
можно к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты
и находят совместно пути их решения.
3. Учитель на уроке
уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и
исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
4. Учитель, создавая
проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний,
вместе с детьми определяет цель урока.
5. Учитель включает детей
в открытие новых знаний.
6. Учитель учит детей тем
навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению
плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска
информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной
деятельности развивается память и логические операции мышления детей.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
7. Учитель учит ребенка
делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его
анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной
деятельности.
8. Учитель показывает и
объясняет, за что было поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать
работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки согласно этим
критериям учеников учат оценивать и свою работу.
9. Учитель учит ребенка
ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих
проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
10. Учитель учит разным
способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного
мнения, уважения мнения других.
11. Учитель организует
формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные
знания и ценностный ряд.
12. Учитель и ребенок
общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как
распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом
учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное
сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной
деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
13. Учитель и
ученики вместе решают возникшие учебные проблемы. Ученикам
дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных заданий.
14. Учитель учит детей
планировать свою работу и свой досуг.